Зета, я просто не умею писать кратко Потому этот длиннющий коммент - это еще не все
Итак, Джеймс Норрингтон.
Могу сказать, что в первом фильме я его практически не заметила, что удивительным кажется, почему бы вдруг, если коммодор там один из главных героев: сюжетное действие на нем завязано (он у нас третий лишний в любовном треугольнике, то есть интригу движет), роль ключевая, потому как убери коммодора – и все, фильм распадется на отдельные эпизоды. Однако же серым мне герой показался, каким-то безликим, то есть можно было имя ему не давать, достаточно сказать «офицер британского флота» - все, ни убавить, ни прибавить.
Однако же во второй части, где роль коммодора как раз незначительная, мало того, абсолютно для сюжета не нужная, он силен. Норрингтона я оценила вот именно тогда. Пересмотрела первую часть, пригляделась – и начала тихо фанатеть.
Потому, не касаясь пока третьей части, просто опишу то развитие характера, которое пронаблюдала в 1 и 2-ой частях.
Хочу сейчас, а вот так, не прошло и пол года , ответить на пост Антонии
Это раньше он был застёгнут на все пуговицы - во всех смыслах. Тортуга его сильно изменила, что и говорить... Да и не только Тортуга, там половина шишек сценаристских на него пришлась. А тут - внезапный проблеск надежды, что можно вернуть хоть что-то из прошлой, такой хорошей жизни. Ведь на острове он вроде и не помышлял ни о чём таком, просто механически следовал за Джеком - и ничего больше. Наверняка потом он мучился угрызениями совести: не только Воробья же подставил. И на беккетовской службе сладко ему уж явно не было.
Дивная метафора «застегнут на все пуговицы», я ее присвою, если позволите, но с копирайтами обязательными. Сейчас проставлять не буду, так как цитату прямую привела, но в других ответах обязуюсь отмечать «(с) Антония».
Не Тортуга его изменила, все произошло намного раньше, это ИМХО. Сейчас поясню.
Жил-был Джеймс Норрингтон, служил отечеству верой и правдой, дослужился аж до коммодора. По фильму кажется, что все его устраивало. Такой вот честный офицер, гордость британского флота. Но странно, что именно в тот день, когда «дают» ему звание коммодора, он делает предложение дочери губернатора Порт-Рояла, мисс Элизабет Суонн. Странно это потому, что если бы любовь была такой уж сильной, такой уж бесспорной, зачем дожидаться именно этого дня? Можно гораздо раньше все решить. К примеру, гуляя с Элизабет по залитому лунным светом саду, говорить ей: Люблюнимагу, фсенимагу, будь моей женой! Или же: Элизабет, я люблю тебя, но ты – дочь губернатора! Кто я по сравнению с тобой? Пыль, блажь, шум… Я добьюсь всего, и вот тогда сделаю тебе предложение! Я хочу, чтобы ты мной гордилась! (и еще много-много вариантов).
Это вполне в духе времени. Тайные встречи влюбленных, пылкие клятвы, невозможность соединения в данный момент… Все ок. Нормально.
Только вот один нюанс. Элизабет понимала, что предложение руки и сердца от коммодора последует всенепременно (значит все же как-то ухаживал), но, с другой стороны, странная реакция у девушки. То есть все нормально, затянули слишком сильно корсет (вопрос: Элизабет что, первый раз корсет надела? Да любая барышня 17-го века без корсета себя не представляла), дышать ей было нечем… Какой уж тут коммодор, какая любовь… (барышни в то время готовы были жить в корсетах годами, лишь бы возлюбленный когда-то сказал, что вот, люблюнимагу, будь моей женой).
А вот коммодор, пылкий влюбленный, не обращает никакого внимания на состояние «возлюбленной» (кавычки намеренные). Ему, по сути, все равно. Ключевое (неточно цитирую):
- Мне нечем дышать!
- Да, Я тоже немного волнуюсь…
Перефразирую: Элизабет, ага, Я волнуюсь, знаешь, первый раз предложение делаю, не по себе как-то…
Ключевое: Я.
Да абсолютно все равно коммодору, что там Элизабет чувствует (объятия в старом саду под лунным светом исключаются), ему даже не важен ее ответ. Понятно, что губернатор Суонн будет счастлив выдать единственную дочь замуж за коммодора флота.
Еще одно уточнение: сентиментальные романы 17-го века утверждают (это я так, грубо, имею в виду, что в каждом романе сцена объяснения влюбленных достаточно стандартна), что, говоря о любви, надо бы смотреть объекту страсти в глаза. Это, как бы, и в наше время нормально. Коммодор даже на нее не глядит.
Тут, конечно, можно сказать об амплуа героя, что вот он такой весь из себя скромный и стеснительный (это я про дела любовные), потому как ну не было у него времени попрактиковаться в науке страсти нежной. Но это не объясняет явного равнодушия к состоянию Элизабет. Да, пускай в глаза не смотрит, но стоит рядом, глядя в пол, или созерцает безбрежные просторы. Потому как важно влюбленному рядом-то с обожаемой его находиться, это же естественно. Но – никак нет
Дальше можно развивать мысль. Когда Элизабет, значиццо, Барбосса умыкнул, ну не думал бы пылкий влюбленный о стратегии, зачем бы это? Вона Тернера-то как понесло! И на моральные принципы наплевал, и судно из-под носа коммодоровского увел… А Норрингтон – спокоен. Где безумие страсти?
В общем, примеров можно много привести. Я для себя принимаю как аксиому, что не влюблен Норрингтон в Элизабет ну никак. Не утверждаю, что это действительно так, просто я так вижу.
Итак, если не влюблен он в нее, зачем жениться? Вывод напрашивается такой: Элизабет – невеста завидная, светское общество Порт-Рояла нам гадкие сценаристы не показали, но сомневаюсь, что в Вест Индии оно было таким же шикарным, как в Лондоне. Какие-нибудь жены военных, ну дочери их (чаще всего «неженибельного» возраста, юных девушек любящие родители старались в Лондон отправлять к родственникам, дабы и замуж вышла, и не посвятила свой нерастраченный пыл какому-нибудь кузнецу сословия неблагородного). Так что мне представляется вполне вероятным, что Элизабет – единственная достойная кандидатура для брака.
И вот тут есть такой нюанс. Да, хорошо. Вот есть одна невеста в Порт-Рояле, но – нелюбимая (почти (с) из фразы Ру в «Шоколаде»). Жениться коммодору вовсе необязательно. Даже совершенно не нужно, можно потом, лет в 40-50, при чинах солидных, отправиться в Лондон тот же, выбрать молоденькую девушку, родители ее скажут «да», потом свадьба… Стандартнейшая ситуация для 17-го века. Это норма. По любви женились редко, ранние браки – только по договору (ну вы знаете, когда родители только что появившихся на свет младенцев заключают брачный договор) или (редчайшие случаи) – дикая, всепоглощающая страсть, равное социальное положение, равный капитал и т.д. Вот тогда – оно да, это будет нетрудно, это по любви.
Здесь же напрашивается этакий психологизм: женится коммодор, потому как надо ему упрочить свое положение, и вовсе не в обществе, он и сам добьется степеней известных, для самого себя. Чувствует он, что жизнь его хороша всем, кроме… Думаю, что сам он не осознает до конца, в чем же загадочное «кроме» состоит, но на море глядит, когда объясняется с Лизаветой, не в глаза ей, а именно на море, безбрежные просторы, значиццо, созерцает.
А вот теперь вот, после несколько затянувшегося вступления, ответы на вопросы.
Однажды коммодор повстречал пирата. Не сам поймал его, не захватил судно в честном бою, а пират, собственно, сам пришел. Потому именно повстречал Не сказать, чтобы грязный оборванный пират, самый жалкий пират, поразил коммодорово воображение. Ну то есть поразил, конечно, в определенной мере: при всей убогости, шпага оказалась настоящей. Вот удивительно-то.
Без внутренней дрожи коммодор приказывает пирата убить тут же, на месте, когда не выходит, то - поймать, арестовать, поутру – повесить. То есть трепета внутреннего по поводу жизни данного конкретного пирата он не испытывает.
Арестовали пирата, за решетку отправили. А поутру он вместе с кузнецом Тернером (характер нервный. Не женат) уводит из-под коммодоровского носа (что-то частенько я про нос пишу, видимо, волнует он меня ) «Перехватчик», самый быстроходный корабль ямайской эскадры. Причем уводят так стильно, что на этот раз Норрингтон удивляется достаточно искренне. И – смотрит вслед пирату.
Далее ключевое: встреча на «Разящем», когда спасенная Элизабет устраивает торг (а по-моему, торг в отношении свадьбы неуместен ).
Здесь хочу привести некоторые фразы из фильма. Это затянет мой немаленький коммент, но думаю, что обязательно это дело.
Так вот, коммодор на фразу пирата о том, что сейчас можно без особых потерь обезвредить грозный оплот пиратства на Карибском море, отвечает следующее:
- Я помню, что служу другим, мистер Воробей, а не самому себе.
Разворачивается Норрингтон – и уходит.
Смысл таков: глядя на тебя, грязный пират, я вспоминаю о том, кто я. Не то, чтобы социальный статус мой выше гораздо, нет, я думаю о другом. О том, что я несвободен ни в одном из своих решений. Я СЛУЖУ, я не свободен.
И тут Элизабет начинает разговор о свадьбе. Взгляд коммодора красноречив. Сначала непонимание (он думает о свободе и несвободе личности), потом осознание того, что решение о свадьбе все же не пустяки. Что надо жениться, надо позиции укреплять, потому как если озаботиться всерьез проблемой свободы-несвободы, то …
И тут – вмешивается Воробей, прекрасно осознающий коммодоровы муки, потому как подтекст фразы о службе ему понятен. Пират наглядно демонстрирует коммодору, что есть свобода.
Приказы отдает пират на чужом судне. А вот потом… «Я знаю, заковать его»? Ехидная фраза, руки, протянутые к коммодору.
- Мистер Воробей, эти господа проводят вас к штурвалу, и вы укажете нам путь к Исла де Муэрте. Дальнейшую часть плавания вы проведете, размышляя о смысле выражения «нем как могила». Мои слова вам ясны?
- Яснее ясного.
Коммодор подтекст понимает не хуже Воробья. Понятно, что от того, будет ли пират закован или нет, ничего по сути не изменится. Он все равно останется свободным. И вот ответ коммодора – это крик души. Во второй части пират Джеймс Норрингтон заорет «заткнись», в первой части коммодор британского флота, застегнутый на все пуговицы, говорит то же самое, но холодным, вежливым тоном. Но – это именно «заткнись». Не: я брошу тебя по рукам и ногам связанного в трюм, я тебя на рее вздерну – о нет. Коммодору на тот момент расправа над пиратом не важна, ему важно, чтобы Воробей молчал. А почему? Да потому, что жизненные устои коммодора Норрингтона уже поколеблены, а если еще подумать о свободе, возможной и реальной, то все принципы полетят в Тартар. Потому как жизнь в мундире, застегнутом на все пуговицы, коммодора не устраивает. Потому как если пират не замолчит, то надо будет осознавать, переоценивать все-все-все. А если в итоге Воробей окажется прав? Если выяснится, что совершенно не важны все регалии, награды, продвижение по служебной лестнице, что гораздо важнее жить так, как ты хочешь, а не как предписывает устав? Если важнее личность, а не те рамки, которые ты сам себе установил, дабы спрятаться от реальной жизни, оградить себя от любых перемен? Если выяснится, что капитан Воробей отважен и бесстрашен, потому что не боится жить, если выяснится, что коммодор Норрингтон – трус и слабак, что тогда?
Молчи, грусть, молчи.
Что случилось дальше с коммодором Норрингтоном, мы узнаем в следующих сериях
Но комментарии вот по этому отрывку жду оченно!
Отредактировано Tari (2007-09-10 22:36:13)